Миронов Николай Васильевич, родился 19.12.1922 г., место рождения: Саратовская область, ст. Екатериновка, призван 13.09.1941 г. Екатериновским РВК, Саратовская область, Екатериновский район. Окончил среднюю школу в 1941 г. и был призван во 2 мвдбр, 2 парашютно-десантный батальон (1 взвод 2 рота ?). Участвовал в боях за станцию Лычково Ленинградской (с 1944 г. – Новгородской) области в составе разведвзвода 2 пдб. С августа 1942 г. участвовал в боях на Северном Кавказе, был ранен, проходя службу помощником командира взвода во 2-м отдельном стрелковом батальоне 6 гв. сбр. После излечения его направили в гвардейскую минометную часть, был командиром легендарной “Катюши” (в октябре 1943 г. был гв. старший сержант, старший телефонист штаба Оперативной Группы Гвардейских Минометных частей Отдельной Приморской армии Северо-Кавказского фронта, руководил узлом связи). Боевой путь закончил в Кенигсберге. Его послали учится в Москву. За мужество и отвагу, проявленную в боях, Н. В. Миронов удостоен 15 правительственных наград, в том числе двух орденов “Красной Звезды”. Он участвовал в Параде Победы в Москве, прошел чеканным шагом по Красной площади. Около двадцати лет Николай Васильевич прослужил в рядах Советских Вооруженных Сил. Дата окончания службы: 28.10.1960 г., капитан. Многие годы трудился на одном из волгоградских заводов. К его ратным наградам прибавилась мирная – орден Трудового Красного Знамени. В 1980-м году с женой вернулся жить на родину в рабочий поселок Екатериновка Екатериновского района Саратовской. Награжден Орденом Отечественной войны II степени 6.04.1985 г.
Газета «Слава труду» Екатериновского района Саратовской области № 55 от 7.05.1983 г.
Сыны отчизны (страница военно-патриотического воспитания). Выпуск № 5 (83).
Они сражались за Родину.
“Цветут яблони”.
Красива, привлекательна в это время года Ленинская улица рабочего поселка Екатериновка. Умытые теплым весенним дождем, изумрудами переливаются кроны деревьев. Буйно цветут яблони, густо сыплют на землю лепестки, покрывая все вокруг бело-розовой порошей.
В такую же вот пору ликования природы три года назад на Ленинской улице поселился с женой Николай Васильевич Миронов. Заехал он в наши края не случайно. Екатериновка – его родина. Здесь Николай Васильевич родился, вырос, окончил среднюю школу. На выпускном вечере 21 июня 1941 года он веселился со своими товарищами-погодками, мечтал, строил планы на будущее. И никто на выпускном даже не подозревал, что через несколько часов все их мечты и планы будут перечеркнуты, что судьба приготовила им суровые испытания.
В сентябре 1941 г. Николай Миронов стал бойцом 2-й маневренной воздушно-десантной бригады. В ночь на 8-е марта 1942 года бригада в полном составе была выброшена в район Старой Руссы. Перед нею стояла задача: активными боевыми действиями деморализовать на этом участке противника, захватить важный железнодорожный узел – станцию Лычково.
Бригада находилась в тяжелейших условиях. Со всех сторон её окружал вооруженный до зубов, во много раз превосходивший силами враг. И вот в такой обстановке нужно было действовать.
Особую значимость приобрела разведка. От её во многом зависел не только успех всей операции, но и существование самой бригады. Миронов был в разведвзводе Хохлова. Разведчики любили своего командира, называли его храбрейшим из храбрых. Его взвод не знал ни покоя, ни отдыха. Разведчики проникали повсюду, выясняли позиции врага, предупреждали о нависшей опасности, охотились за “языками”. В этих поисках неизменно участвовал и Миронов. Небольшого роста, ловкий, сильный, он чаще всего находился в группе захвата.
14 марта взводу разведки Хохлова поручили захватить “языка”. Командир возглавил группу. Он взял с собой Николая Миронова, Сашу Степанова (нашего земляка из села Михайловка Кипецкого сельского Совета) и еще шестерых человек. На задание вышли ночью. Слово тени скользили на лыжах между сосен разведчики. Все были настороже. Враг мог появиться в любую минуту. Вдруг откуда-то еле слышно донеслась немецкая речь. Разведчики залегли, до боли в глазах всматриваясь в темноту. Хохлов выслал вперед пятерых бойцов, в том числе и Миронова. Остальные остались в группе прикрытия.
Разведчики осторожно поползли вперед. Голоса становились все слышнее. Блиндаж. В нем разговаривали немцы. Вокруг - никого. Было довольно прохладно и часовой, наверно, зашел на минутку погреться. Попов легонько толкнул дверь, она подалась. Трое разведчиков распахнули её и ударили из автоматов. Миронов мельком увидел как заметались немцы, некоторые попадали. Схватив ближайшего какого-то “чина”, разведчики скрылись в лесу…
Всем участникам поиска командование бригады объявило благодарность. День разведчики отдыхали, а с наступлением ночи снова ушли на задание. И так почти двадцать суток. Многое пришлось повидать и пережить за это время Николаю Миронову. Он шел по разграбленным и сожженным селам, видел на их улицах трупы расстрелянных, повешенных, обугленных, искалеченных зверскими пытками советских людей. Среди них было много женщин, стариков, детей. В нем росла жгучая ненависть к врагу. Беспощадны были автомат и кинжал разведчика. И там, где Миронов встречался с врагом, фашистов настигало возмездие.
Выполнив задание, бригада с боями прорвалась к своим. В июле-августе 1942 года бригада, теперь уже шестая гвардейская стрелковая, была направлена на Северо-Кавказский фронт.
Здесь под городом Моздок нашему земляку не раз приходилось встречаться с танками противника. Однажды на рассвете на позиции наших войск хлынула лавина немецких танков. Гвардейцы выдержали натиск. Пятьдесят танков остались на поле. В отражении атаки непосредственное участие принимал и Миронов.
Путь наступления батальона пролегал через хутор Алпатово. Чтобы убедиться, что в нем нет немцев, направили группу разведчиков под командованием Хохлова. Приблизившись к хутору, помкомвзвода Миронов с тремя бойцами пробрался прямо к постройкам. В хуторе не оказалось ни немцев, ни жителей. Направив в батальон связного с донесением, разведчики решили перекусить и отдохнуть. Уже совсем рассвело. Над горизонтом появилось солнце. Утреннюю тишину вдруг нарушил звук моторов. В хутор шли немецкие танки. Возле дороги были две большие достаточно глубокие ямы. Разведчики попрыгали в них и затаились. Три танка и мотоцикл остановились у сарая. Немцы вылезли из машин и стали гоняться за курицами. Убегая от мародеров, одна курица бежала прямо к яме. За ней гнались два немца. Было ясно, что встречи с врагом не миновать. И - ни одной гранаты. Фашист подбежал к яме и увидел советских разведчиков. От неожиданной встречи он на мгновенье растерялся, попятился назад, но крикнуть не успел. Выстрелив в немца, разведчики выскочили из ям и, стреляя очередями из автоматов, ринулись в атаку. Механики-водители находились в танках. Посчитав, видимо, что на них напали крупные силы русских, они дали полный газ и трусливо умчались, оставив своих товарищей. Тринадцать фашистов и мотоцикл были уничтожены…
- Лучше не вспоминать эти годы – говорит Николай Васильевич. – И забыть невозможно. Сколько друзей-това рищей потерял. Все – молодые, здоровые парни. Им бы жить да жить. И Саша Степанов, мой дорогой земляк и друг погиб. На руках у меня умер…
…Командование требовало “языка”. А у разведчиков, как на грех, полоса неудач. Несколько поисков не принесли успеха. В штабе были недовольны. Закаленные в бесчисленных сватках с врагом воины, как говориться, не находили себе места. Ломали головы над заданием Хохлов и Миронов. “Умрем или возьмём “языка”” – решили разведчики.
Около хутора Алпатово проходила дорога. Вдоль неё расстилалось ровное поле, засеянное могаром (Могар - однолетнее культурное растение семейства Злаки (Poaceae), вид рода Щетинник, пищевая и кормовая культура, по своим качествам сходная с просом). Здесь можно было укрыться, только плотно прижавшись к земле. Риск, конечно, большой. В любую минуту разведчиков могли обнаружить. Но с другой стороны, врагу и в голову не придет мысль, что в этом открытом, практически ничем не защищенном месте, может затаиться засада.
Несколько часов терпеливо лежали разведчики. Вдалеке показался грузовик, кузов его был обтянут брезентом. Когда машина поравнялась с разведчиками, дружно ударили автоматы. Шофер был убит. Под брезентом раздались крики и стоны раненых. Решали мгновенья. Миронов с разведчиками подбежали к машине, схватили оставшегося в живых немца и стали спешно отступать. Их заметили из соседнего села, находившегося в нескольких стах метрах. Ударил крупнокалиберный пулемет. Упал Саша Степанов. Передав пленного другому разведчику, Миронов взял на руки друга. Гимнастерка на спине пропиталась кровью.
Уйдя на значительное расстояние от места схватки, разведчики замаскировались, стали ждать темноты. Голова Саши покоилась на коленях Миронова. Он умирал…
Здесь, на могаровом поле, разведчики углубили ложбинку и похоронили своего боевого товарища. Миронов, не скрывая слез, плакал. Отважный разведчик Александр Степанов заслужил ружейный салют. Разведчики простились с ним глубоким и продолжительным молчанием.
С наступлением темноты группа осторожно двинулась в путь. Даже темнота была опасной. Повсюду находились немцы. Ответственное задание было выполнено.
В одной из разведок Николая Васильевича ранило. После излечения его направили в гвардейскую минометную часть, был командиром легендарной “Катюши”.
Боевой путь нашего земляка закончился в Кенигсберге. Его послали в Москву учиться. Армии требовались опытные кадры офицеров.
За мужество и отвагу, проявленную в боях, Н. В. Миронов удостоен 15 правительственных наград, в том числе двух орденов “Красной Звезды”. Он участвовал в Параде Победы в Москве, прошел чеканным шагом по Красной площади.
Около двадцати лет Николай Васильевич прослужил в рядах Советских Вооруженных Сил. Многие годы трудился на одном из волгоградских заводов. К его ратным наградам прибавилась мирная – орден Трудового Красного Знамени. Участвует в общественном производстве и сейчас.
За плечами Н. В. Миронова шестьдесят прожитых лет. И все они были наполнены кипучей деятельностью. Он насмерть бился с врагом. Честно служил, ударно трудился. И всё это для того, чтобы жила, крепла и хорошела наша любимая Родина, чтобы каждой весной расцветали яблони, чтобы его внучка Анюта была самой счастливой на свете.
А. Цивин
Уточнения к статье:
- Степанов Александр Григорьевич, 1923 г. р., красноармеец 3 отделение 2 взвод 3 рота 2 пдб 2 мвдбр – убит 15.10.1942 г., похоронен: Орджоникидзевский край, Наурский район, Ищерский с/с, станица Ищерская, гв. сержант, заместитель командира отделения 2 гв. стрелкового батальона 6 гв. сбр 10 гв. ск северной группы войск Закавказского фронта. Призван Екатериновским РВК Саратовской области, отец проживал в д. Михайловка Екатериновского района Саратовской области.
- Хохлов Александр Константинович, 1917 г. р., младший лейтенант, командир 1 взвода 2 роты 2 парашютно-десантного батальона 2 мвдбр. Ранен 18.11.1942 г., умер от осколочного ранения в голову 23.11.1942 г. в ППГ-1605, похоронен в г. Грозный на городском кладбище, гв. лейтенант, командир роты 6 гв. сбр.