Выводы и недочеты при действиях ВД бригад на СЗФ в марте-апреле 1942 г.

 

 

Штаб ВДВ КА                                                                     Командирам ВД корпусов, МВД бригад, начальникам

14 ноября 1942 г.                                                               ВД училища и ОКУКС ВДВ КА и 202 ВД

 № 835618с

 г. Москва

 

В период март-апрель 1942 г. в тылу окруженной 16 немецкой армии в районе Демянск действовали три наших воздушно-десантных бригады (1 и 2 МВДБ и 204 ВДВ). Задачи бригадам, поставленные командованием Северо-Западного фронта, сводились к дезорганизации тыла окруженной немецкой армии, уничтожению ее запасов и нарушению управления, которое, помимо уничтожения линий связи, предполагалось произвести захватом Демянск (где находился крупный штаб). 

В расположение противника бригады проникали не путем использования транспортной авиации, а подвозились к линии фронта на автомашинах и проходили фронт ночью на лыжах через не занятый войсками противника промежуток фронта в районе Веретейка и лесов к западу от Лычково (35 км. севернее Демянск, карта-100.000). 

Бригады вводились в расположение противника через один и тот же промежуток на линии фронта последовательно, с перерывом 5-7 дней, но действовали по разным маршрутам, причем две бригады в последующем должны были в определенный момент объединить свои усилия по захвату Демянск.

Такой характер задач обязывал бригады совершать длительные рейды на лыжах в тылу противника, без дорог, двигаясь по азимутам, по крайне пересеченной местности, почти сплошь покрытой мелким, густым (не расчищенным) лесом, при глубоком снежном покрове (местами свыше метра) и при очень низкой температуре (до конца марта по ночам держались морозы до -30 - -35 градусов).

Несмотря на то, что в операции бригад отсутствовала воздушная транспортировка, их задачи и действия типичны для будущих операций воздушно-десантных войск. Поэтому является целесообразным сейчас (перед наступлением зимы) довести до сведения Вас, командиров Вашего штаба и всего начсостава ВДВ КА о тех недочетах и ошибках, которые были допущены в бригадах при организации и проведении автоперевозок, лыжных рейдов и боевых действий в тылу противника. В основном, эти недостатки сводились к следующему:

1. От районов выгрузки до исходных пунктов движения в расположение противника бригадам предстояло совершить автопереброску на расстояние 180-210 км. Скорость движения колонн на автомашинах была определена в 10-15 км/ч умозрительно, без разведки дорог и учета метеоусловий. Фактически, в связи с плохой дорогой, снежными заносами и сильными морозами, скорость колонн днем не превысила 7-10 км/ч, а ночью 5-7 км/ч. Эти же причины повлекли к повышенному расходу горючего, в результате чего часть машин не доходила до заправочного пункта, удаление которого было рассчитано на нормальный расход горючего. При расчете движения не только не принимался во внимание прогноз погоды на ближайший период, но совершенно не учитывалась и действительная погода, которая давала о себе знать уже при подготовке к автоперевозке. Так, 204 ВДБригада, начинавшая свой марш уже в процессе метели, все же рассчитывала по графику пробыть в дороге 12 часов, фактически же затратила 29 часов, что повлекло за собой непредвиденный расход продовольствия (из непзапаса) и измотало людей (т. к. большой привал, ночлег или длительный обогрев людей в дороге не предусматривался).

По ряду причин (низкий профилактический осмотр автотранспорта, превышение нагрузки на автомашины из-за неточных расчетов штабов, отсутствие рекогносцировки дорог и т. п.) часть машин в процессе марша по техническим причинам выходила из строя, а запасных машин в колоннах не было. Поэтому весь личный состав, ехавший на машинах, которые в дороге выходили из строя, вынужден был пешим порядком возвращаться обратно и в операции не участвовал.

Для предотвращения подобных недочетов в будущем необходимо:

а) при расчете скорости движения автоколонн обязательно знать и учитывать: фактическое состояние дорог, время года, суток и метеоусловия. Все эти факторы, как показал опыт, могут внести значительные коррективы в установленные нормы движения автотранспорта;

б) в каждой колонне автомашин иметь не менее 10 % автомашин в резерве для замены вышедших из строя в пути;

в) в условиях, когда по каким-либо причинам предвидится повышенный расход горючего (плохая дорога, метель, темная ночь и пр.) расчетную величину пробега автомашины на одной заправке уменьшать вдвое. Если такой величине пробега не соответствуют места расположения заправочных пунктов на маршруте – брать известный запас горючего с собой, создавая походную заправочную базу в хвосте каждой колонны.

2. Все три бригады считали себя удовлетворительно подготовленными к ходьбе и действиям на лыжах. Опыт не подтвердил такой оценки. Переоценка лыжной подготовки бригад происходила от недопонимания двух различных вещей: уметь совершать скоростные короткие марши налегке, это еще не значит быть втянутыми в длительный (иногда и днем и ночью, с короткими привалами на снегу) лыжный рейд по пересеченной местности, по глубокому снегу, в густых зарослях леса и с полной выкладкой на бойце. Такой тренировки бригады не имели. Перегруженные до предела бойцы быстро выдыхались, скорость движения падала, растяжка колонн увеличивалась, управление затруднялось. В то время как штабы планировали скорость движения колонн в 6-8 км/ч, фактическая скорость не превышала в начале марша 3-4 км/ч, а в конце и на трудных участках пути доходила до 0,5-1 км/ч. Были дни (на 5-8 день рейда), когда суточный переход некоторых колонн не превышал 7-8 км. Волокуши, к тому же также перегруженные, при движении по рыхлому и глубокому снегу и через густой лес оказались не пригодными.

Просчеты штабов с расчетом движения колонн, не втянутость в длительные марши на лыжах, перегрузка бойцов вели к изматыванию личного состава, несвоевременному выходу колонн в районы боевых действий и дезорганизации всякого регулирования движения и взаимодействия как между колоннами, так и бригадами, поскольку колонны не прибывали в нужные пункты в ожидаемые расчетные сроки.

Это же обстоятельство осложняло также связь бригад с самолетами (боевая поддержка, подброска питания и т. д.), поскольку самолеты не находили бригады в указанном им месте. Поиск же с воздуха бригад вообще в лесистой местности крайне затруднен.

Для устранения этих недочетов в будущем необходимо:

а) систематической тренировкой добиваться втянутости частей и соединений в длительные марши на лыжах;

б) при организации лыжных рейдов тщательно продумывать и решить, что именно в каждом конкретном случае обстановки боец должен нести на себе, что и на каком виде транспорта везти, чтобы не перегружать бойцов излишним запасом продовольствия и боеприпасов. Нельзя стремиться взять все с собой на всю операцию. Питание должно в таких случаях регулярно подбрасываться по воздуху, в заранее установленные время и пункты прибытия частей;

в) реально, исходя из результатов достигнутых тренировкой и конкретных условий местности и погоды, рассчитать скорость марша и величину суточных переходов.

3. В ходе лыжного рейда все три бригады двигались двумя колоннами каждая. Связи между собой колонны на походе не имели, почему и отрывались друг от друга на несколько километров. Уравнительных рубежей почти не назначалось, а там, где они и были (2 МВДБ), они не соблюдались, т. к. колонны выходили на уравнительные рубежи на много часов позже установленного времени. Растяжка колонн (из двух батальонов) доходила до 8-12 км., что затрудняло их подтягивание (требовалось 2-3 часа времени).

Со 2-3 дня марша на растяжку колонн, помимо общей усталости бойцов (к тому же появились уже голодающие в результате бесконтрольного расходования продовольствия), начала влиять поломка и потеря лыж частью бойцов.

Недостатки управления и дисциплины марша углублялись низкой топографической подготовкой не только среднего, но даже и старшего, руководящего состава бригад.

Левая колонна 204 ВДБ (2-й и 4-й батальоны) во главе с командиром батальона майором Гавриленко и батальонным комиссаром Тадеуш оторвалась на несколько километров влево от колонны главных сил бригады, потеряла ориентировку и, проблудив некоторое время в лесах, вернулась обратно и в операции не уча ствовала.

1 и 3 батальоны, а также значительная часть управления 2 МВДБ во главе с начальником оперативного отделения Штаба 2 МВДБ майором Барыниным и Начальником политотдела бригады батальонным комиссаром Муллиным сосредоточились не в том пункте, в котором им было указано (ошибка в 8 км.) и, взяв неверный азимут при дальнейшем движении, вышли совершенно в противоположную сторону. Только случайно разведка главных сил бригады наткнулась на эту колонну, чем и была исправлена ошибка. В результате колонна прибыла в назначенный пункт, но с опозданием на 12 часов.

Для устранения этих недостатков в будущем необходимо:

а) марш зимой, на лыжах в тылу противника, строить батальонными колоннами, намечая для них параллельные маршруты, организуя четкую и непрерывную связь между ними, что даст возможность добиться и внезапности (быстроты ввода в бой) и компактности удара;

б) через каждые 7-10 км. маршрута при движении по пересеченной местности, намечать уравнительные рубежи и строго их соблюдать. Это даст возможность уравнять движение колонн и сократить их растяжку, добиваясь, чтобы для батальона она не превышала 2-2,5 км;

в) строго соблюдать все указания существующих наставлений по лыжной подготовке и, в частности, не забывать ставить в голову каждой колонны хорошо натренированное в ходьбе на лыжах подразделение (взвод) для прокладывания лыжниц и ближней разведки;

г) при совершении лыжного рейда обязательно иметь известный (5-10 % ) запас лыж для замены выходящих из строя.

Поэтому при десантировании Вд частей в тыл противника, помимо 10 % запаса лыж, берущихся бойцами в самолет, надо выбрасывать дополнительно 40-50 пар лыж на батальон на второй-третий день после десантирования в район марша и боевых действий десанта, т. к. в ходе марша (в особенности в лесах) лыжи ломаются и бойцы остаются не боеспособными.

3. Суммируя все вышеприведенные отрицательные факты из опыта организации и проведения лыжных рейдов 1, 2 МВДБ и 204 ВДБ необходимо прийти к выводу, что все они явились следствием того, что:

а) командиры бригад и их штабы не учли специфических трудностей организации лыжного рейда в трудных условиях (глубокий снег, густой лес, сильный мороз) и не подготовили к нему подразделения и части бригады;

б) штабы допустили крупные ошибки при организации как автоперевозок, так и в ходе самого лыжного рейда (организация колонн, связи, расчет движения и пр.);

в) не было проведено изучение местности района действий как по картам крупного масштаба, так и по данным, имевшимся в штабе Северо-западного фронта;

г) не только средний, но и старший начсостав бригады имели очень низкую топографическую подготовку и не владели навыками ориентировки в пересеченной и лесистой местности и вождения колонн по азимуту;

д) начсостав не имел ни опыта, ни знаний по организации маршей в зимних условиях, не был знаком с тактикой боевых действий в зимних условиях на лыжах;

е) бойцы не были втянуты в длительные лыжные переходы и имели слабую тренировку в применении лыж в бою;

ж) подготовка лыж к столь ответственному и трудному рейду была проведена не достаточная (смазка, крепление). Особенно это относилось к подготовке транспортных лыж, предназначенных к переброске оружия и грузов (волокуши в тех условиях оказались не пригодными);

з) совершенно неудовлетворительно было организовано снабжение продовольствием и боепитанием частей, действующих в тылу противника и почти полностью отсутствовал контроль и дисциплина в расходовании всех предметов питания.

В результате люди оказывались без патронов и голодали по 5-7 суток.

Все эти факты, в своей совокупности, привели к понижению боеспособности бригад, излишним потерям в людях и к неполному выполнению бригадами тех задач, которые им были поставлены Командующим Северо-Западным фронтом.

4. Командующий ВДВ КА приказал:

а) учесть и проанализировать недостатки, выявленные на опыте лыжных маршей 1, 2 МВДБ и 204 ВДБ, сделав для себя соответствующие выводы при организации и проведении боевой подготовки подразделений и начсостава в зимний период;

б) к лыжной подготовке приступить немедленно с выпадом снега, обратив особое внимание на отработку приемов боевых действий одиночного бойца на лыжах, на втянутость бойцов к совершению длительных лыжных переходов с необходимой выкладкой и действиям на лыжах в составе батальон-бригада с применением широкого маневра (охват фланга, обход с одновременным сковыванием противника с фронта, налет с тыла и т. п.);

в) системой ежедневного воспитания внушить бойцам (в особенности бойцам, прибывшим из юго-восточных районов), что лыжи зимой являются тем же оружием, которым нужно овладеть в совершенстве. Опыт показал, что все бойцы, оставшиеся по каким-либо причинам без лыж (неуменье владеть ими, поломка, утеря), как правило поплатились за это своей жизнью (отставание, мороз, голод, плен);

г) обратить внимание на топографическую подготовку всех звеньев начсостава. В программу выходов в поле с командирами, штабами и войсками включать вопросы организации и проведения лыжных маршей, управления на марше и движения по пересеченной местности по азимуту.

 

Начальник штаба ВДВ КА

генерал-майор авиации                                                                           Ионов

 

начальник оперативного отдела Штаба ВДВ КА 

полковник                                                                                               Костин